Вводится обязательная госрегистрация сделок с недвижимостью С 30 ЯНВАРЯ на территории РФ вступил в силу закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Теперь каждая сделка с недвижимым имуществом будет регистрироваться в Едином государственном реестре, а обязательное ранее нотариальное удостоверение сделок отныне не требуется. Впредь государственная регистрация станет единственным доказательством права на недвижимость и может быть оспорена только в судебном порядке. Несоблюдение правил государственной регистрации влечет за собой признание сделок недействительными. В Едином государственном реестре должна содержаться вся информация о существующих и прекращенных правах на недвижимость, сведения о правообладателях. Каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ, который сохраняется, пока данный объект недвижимости существует. Это позволит защитить имущественные права от разного рода посягательств, например, помешать дважды зарегистрировать продажу одной и той же квартиры разным людям. Наряду с собственно недвижимостью подлежат регистрации и ограничения прав на него, в том числе аренда, сервитуты, ипотека, доверительное управление. Государственная регистрация должна осуществляться учреждениями юстиции на территории регистрационного округа по месту нахождения имущества. Если государственный регистратор ненадлежащим образом проведет экспертизу и незаконно зарегистрирует сделку, то он будет нести ответственность за материальный и моральный ущерб, причиненный в связи с этим какой-либо стороне. Важно, что регистрация носит открытый характер, т. е. любое лицо вправе получить информацию о любом объекте недвижимости. Закон предполагает, что гражданин из Омска, покупающий квартиру в Москве, сможет получить данные о ней, обратившись в органы государственной регистрации в своем родном городе. Однако пока закон о госрегистрации вступил в силу в значительной мере формально. В большинстве регионов, в том числе в Москве, учреждения юстиции, призванные осуществлять регистрацию прав собственности на недвижимость, еще не созданы. Московское управление юстиции, в частности, ссылается на отсутствие федерального положения о едином государственном реестре, примерного положения об учреждении юстиции, регистрирующего права собственности, и другие сложности. Как рассказал начальник Управления юстиции г. Москвы Борис Салюков, распоряжением мэра в январе создан Координационный совет, которому предложено в марте этого года подготовить программу поэтапного развития системы регистрации в Москве и положение о создании соответствующего учреждения юстиции. А до тех пор, пока органы юстиции не возьмут все в свои руки, регистрация прав собственности будет осуществляться по-прежнему: Москомимущество занимается вопросами нежилых помещений, Москомзем - земельными участками, а Комитет муниципального жилья - правами на жилые здания и помещения. Кстати, начальник управления юстиции рекомендует не скупиться и оформлять сделки с недвижимостью у нотариусов, хотя закон теперь этого и не требует. Г-н Салюков обращает внимание на то, что функции нотариуса и органа регистрации несколько различны. Нотариус, например, подтверждает дееспособность и правомочия сторон сделки. В случае признания сделки ничтожной по вине нотариуса он несет ответственность за последствия, в том числе и собственным имуществом. Что касается конкретных сроков начала регистрации прав собственности органами юстиции, то пока в городском управлении назвать их не готовы. Определенно можно сказать лишь то, что в соответствии с законом создание Единой системы регистрации должно полностью завершиться не позднее 1 января 2000 года.
|